Скачать:
igry_uprazhneniya_ryby.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ «Рыбы», «Морские обитатели»
Дети должны усвоить: основные названия водных обитателей, части тела рыбы, среда обитания, чем питаются; рыбопродукты, морепродукты, рыболов, рыбозавод.
Лексика
Существительные:
морская звезда, медуза, морской конёк, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских и озёрных рыб.
Глаголы:
плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.
Прилагательные:
глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.
Загадки
В воде жива,
на суше мертва (рыба)
У родителей и деток
вся одежда из монеток (рыба)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кто живёт в этой стране? (рыбки)
В воде она живет,
нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка)
К нам из сказки приплыла,
там царицею была.
Это рыбка не простая
рыбка это.... (золотая)
Хвостом виляет,
зубаста, а не лает? (щука)
Колюч, да не еж,
кто же это …? (ерш)
Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)
На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)
Стоит стеклянный водоём,
Много разных рыбок в нём –
Жёлтых, чёрных, красных,
И таких прекрасных…(аквариум)
Настоящий он циркач
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и фин:
Любит поиграть... (дельфин)
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит
Так живет на свете... (кит)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый... (кит)
Эта рыба хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! грозит. Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей... (краб)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это... (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок
Прыгает морской... (конек)
И на суше, и в воде
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (черепаха)
Ей не страшен зверь любой
Панцирь носит за спиной.
Триста лет живет без страха.
Кто же это? (черепаха)
Может рыба-великан
Над водой пускать фонтан.
Кто же этим знаменит?
Житель океана ... (кит)
Он огромный, толстокожий,
А по виду с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит
Так приветствует всех... (кит)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он... (скат)
У нее такая пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная ... (акула)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик ... (рыба-еж)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской... (конек)
Речевые игры
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)
Если это рыба – у нее … (улыба)
Если это рыбина – у неё … (улыбина).
Если эта рыбища – у нее … (улыбища).
Кто где живёт? Какие они?
В реке живут рыбы - речные, пресноводные
В озере?
В море?
В океане?
В аквариуме?
Назови ласково
Карась – карасик, краб-крабик… (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом).
Дополни ряд
В реке живут: налим, ….
В море живут: кит, …
В озере живут: карась, …
Щука (какая?) – хитрая, …
Карась (какой) – маленький, …
Ерши (какие) – шустрые, …
Сом (что делает?) – спит, …
Щука (что делает?) – охотится, …
Великаны
Рыба-рыбища, кальмар-кальмарище…
(лягушка, медуза щука, улитка, осьминог, рак, кит, морж, акула, карась, черепаха)
Сосчитай улов
Один рак, три рака, пять раков…
(кальмар, лягушка, медуза, щука, осьминог, акула, карась, черепаха, креветка, камбала).
Чей?
У акулы голова - ... акулья.
У щуки плавники - ...
У лягушки лапки - ...
У рыбы глаза - ...
У черепахи панцирь - ...
У кита хвост -...
У дельфина глаза - ...
Четвертый лишний
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум.
Акула, мурена, щука, меченосец.
Слова-родственники
Рыба – рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…
Доскажи словечко
Развитие умения находить близко звучащие слова (рифмы).
По морю плывет трехэтажный… (пароход).
Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
Большому судну не страшна… (океанская волна).
Что за звезды в глубине лежат на дне?
На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды).
(краб, лягушка, щука, сом, кит, рак…)
Подбери слово
Подбор глаголов к заданному слову, ответ полным предложением.
Педагог просит подобрать слова-действия к слову «рыба». Ребенок отвечает: «Рыбу можно (разводить, ловить, чистить, мыть, разделывать, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, есть)».
Подбери рифму
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как………………. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ……………….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая ………………………рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая………………………… рыбища
Эх сорвался мой улов!,
Рассердился………………………… рыболов.
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой……………………... рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день………………….. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась……………………… рыбалка
Дополни ряд
Активизация словаря по лексической теме. За каждое новое слово ребёнок получает фишку.
В реке живут: налим, ….
В море живут: кит, …
В озере живут: карась, …
Щука (какая) – хитрая, …
Ерши (какие) – шустрые, …
Сом (что делает) – спит, …
Карась (какой) – маленький, …
Щука (что делает) – охотится, …
Какое слово не подходит?
Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
Запомни и повтори
Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
Назови ласково
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Окунь - … Ёрш - … Щука - … Сом - … Карась - …. Налим - …
Вопросы — ответы
Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.
Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.
Рыбы-великаны
Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище: пескарь — пескарище, окунь — окунище, ерш — ершище, карась — карасище, сом-сомище.
Рыболов
Согласование числительных с существительными, ответы полными предложениями.
Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня» и т. д.
Два- пять
Словообразование, согласование числительного с существительным.
Два кита – пять китов
Два краба – пять крабов
Два дельфина – пять дельфинов
Два осьминога- пять осьминогов
Две акулы- пять акул
Один-много
Образование существительных множественного числа.
Морской лев- … морские львы
Злая акула-… злые акулы
Черный краб- … черные крабы
Серый дельфин - … серые дельфины
Морской конёк -… морские коньки
Морской ёж - … морские ежи
Прозрачная медуза- … прозрачные медузы
Назови самое короткое слово
Развитие слухового внимания.
Дельфин, сом, каракатица.
Щука, налим, кит.
Ёрш, осьминог, акула.
Найди слова
Найди слова в море: вода, волна, рыба, водоросли, шторм, корабль, краб, дельфин, медуза.
Развитие слухового и зрительного внимания и памяти
Игра на внимание "Вода не вода"
Называются слова. Если то, что содержит воду (роса, радуга), -поднять две руки вверх, если предмет, имеющий отношение к воде, — одну руку. Если нет никакой связи с водой (ветер) -руки не поднимать.
Фотографы
Цель: развивать у детей способности быть внимательными к внешнему виду морских обитателей (рыба, кит, лягушка, улитка), стимулировать зрительную память, воображение.
Фотограф рассматривает объект, например, ребенка - "лягушку". Затем отворачивается и рассказывает о лягушке.
Развитие общей моторики
Игра «Море волнуется раз»
Гимнастика для глаз
Рыбки весело резвятся рисуют глазами волну
В чистой тепленькой воде вправо-влево
То сожмутся, разожмутся , частое морганье
То зароются в песке круговое движенье
Комментариев нет:
Отправить комментарий