понедельник, 22 марта 2021 г.

Лексическая тема: Домашние птицы

Лексическая тема. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ



АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
«Цыплята пьют водичку». Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.
«Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали». Вытягивать вперед шею, а затем возвращать в исходную позицию.
«Цыплята клюют зернышки». Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». 
Смыкать и размыкать губы.
«Индюк». Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.
«Клювы домашних птиц». Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.
«Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий звук л-л-л-л.
«Индюк из города идет, индюшку за собой ведет». Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: бл-бл-бл-бл-бл».
«Индюки «болбочут». Положение языка, как в предыдущем упражнении. Сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.
«Уточка пропускает водичку через клюв». Выдувать воздух по очереди каждым углом рта.

 
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1. Игровое упражнение «Птичьи голоса».
И.п.- о.с.
1 –махать руками, вдох носом;
2 – на выдохе произносить: Ку-ка-ре-ку!» (петух) «Ко-ко-ко» (курица)
                                                  «Пи-пи-пи» (цыплята) «Кря-кря-кря » (утята)
                                                   «Га-га-га» (гусята)                                                                                   
2. Игровое упражнение «Гуси шипят».
И.п.: о.с. 
1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 
2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.


ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«ПТИЦЫ НА ДВОРЕ».
Перед нами петушок –
широко открыть глаза, смотрят перед собой.
Он с земли зерно клюет.
посмотреть вниз.
Слева – курица идет,
посмотреть влево.  
Справа – уточка плывет.
посмотреть вправо.  
Сверху солнце ярко светит,
посмотреть вверх.  
Согревает всех на свете.
закрывают глаза.


 









ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Раз, два – шли утята.
Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого.
 
Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал:
Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.


«Пи – пи – пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи».
 



ФИЗМИНУТКА «ПТИЧИЙ ДВОР»
Наши уточки с утра - 
Ходят на месте вперевалочку.
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!


Наши гуси у пруда - 
Ходят на месте, вытягивают шею вперёд, руки назад.
Га-га-га! Га-га-га!


Наши курочки в окно - 
Ходят на месте, делают махи руками -«крыльями».
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!


А как Петя-петушок
Ходят на месте с высоко поднятыми ногами.
Рано-рано поутру


Нам споёт: ку-ка-ре-ку!
Вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.




МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение, печаль, боль.
Изобразить домашних птиц.
«Сердитый индюк».
«Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна».
«Испуганный цыплёнок».
«Трусливый гусёнок боится плавать».
«Петух готовится петь». Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть. 

















ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ИГРА «МНОГО КОГО»
Образование Родительного падежа множественного числа существительных.
ОДИН 
МНОГО КОГО
ОДИН
МНОГО КОГО
Курица 
Куриц 
Утка 
Уток
Петух 
Петухов 
Селезень 
Селезней 
Цыпленок 
Цыплят
Утёнок 
Утят 
Гусыня 
Гусынь
Индюшка 
Индюшек 
Гусь 
Гусей 
Индюк 
Индюков
Гусёнок 
Гусят
Индюшонок 
Индюшат

ИГРА «КАКОЙ-КАКАЯ»
Согласование прилагательных с существительными.
Птицы (какие?)
Голодные, домашние, ловкие, проворные, замерзшие, шустрые, маленькие, большие, и т.д. 

ИГРА «1-2-5»
Согласование числительных с существительными.
1
2
5


Курица 
Курицы
Куриц 


Петух 
Петуха 
Петухов 


Цыпленок 
Цыплёнка 
Цыплят


Гусыня 
Гусыни
Гусынь


Гусь 
Гуся
Гусей 


Гусёнок 
Гусёнка 
Гусят


Утка 
Утки
Уток


Селезень 
Селезня
Селезней 


Утёнок 
Утёнка
Утят 


Индюшка 
Индюшки
Индюшек 


Индюк 
Индюка
Индюков


Индюшонок 
Индюшонка 
Индюшат


















ИГРА «НЕ СТАЛО КОГО»
Образование Родительного падежа единственного числа существительных.
ОДИН
НЕ СТАЛО КОГО
ОДИН
НЕ СТАЛО КОГО
Курица 
Курицы
Утка 
Утки
Петух 
Петуха 
Селезень 
Селезня
Цыпленок 
Цыплёнка 
Утёнок 
Утёнка
Гусыня 
Гусыни
Индюшка 
Индюшки
Гусь 
Гуся
Индюк 
Индюка
Гусёнок 
Гусёнка 
Индюшонок 
Индюшонка 







ИГРА «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ»
Образование глагольных форм.
Утка, утята – кря-кря
Крякает, крякают 
Гусь, гусята – га-га 
Гогочет, гогочут 
Петух – ку-ка-ре-ку
Кукарекает 
Курица – ко-ко-ко
Кудахчет 
Цыпленок — пи-пи-пи
Пищит 
Индюк — бл-бл-бл 
Болбочет 


ИГРА «НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Обогащение словарного запаса.
Папа
Мама
Птенец, птенцы 
Гусь 
Гусыня 
Гусёнок, гусята
Селезень 
Утка 
Утёнок, утята 
Петух 
Курица 
Цыплёнок, цыплята
Индюк 
Индюшка 
Индюшонок, индюшата

ИГРА «НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Обогащение словарного запаса.
Папа
Мама
Птенец, птенцы 
Гусь 
Гусыня 
Гусёнок, гусята
Селезень 
Утка 
Утёнок, утята 
Петух 
Курица 
Цыплёнок, цыплята
Индюк 
Индюшка 
Индюшонок, индюшата
ИГРА «ЧЕЙ-ЧЬЯ-ЧЬЁ»
Образование притяжательных прилагательных.
Гребешок у ПЕТУХА чей? – петушиный
хвост, перья, крыло, бородка.
Мясо у КУРИЦЫ чьё? – куриное
яйца, голос, голова.
Лапы у УТКИ чьи? -утиные
клюв, перо, лапа.
Клюв у ГУСЯ чей? -гусиный
мясо, кожа, пух, перья.
Перо у ИНДЮКА чьё? - индюшиное
клюв, голос, голова, яйца.





ИГРА «НАЗОВИ СЕМЬЮ»
Обогащение словарного запаса.
Папа
Мама
Птенец, птенцы 
Гусь 
Гусыня 
Гусёнок, гусята
Селезень 
Утка 
Утёнок, утята 
Петух 
Курица 
Цыплёнок, цыплята
Индюк 
Индюшка 
Индюшонок, индюшата

ИГРА «КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ»
Образование формы Творительного падежа.
ПЕТУХ питается (чем?)
Зерном, травой, овощами, семенами
КУРИЦА питается (чем?)
Зерном, травой, овощами, семенами
УТКА питается (чем?)
Зерном, водорослями, травой, червяками, 
ГУСЬ питается (чем?)
Зерном, овощами, травой, семенами
ИНДЮК питается (чем?)
Зерном, кукурузой, травой, семенами





ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Развитие зрительного внимания, памяти.
Утка, селезень, гусь, воробей.
Гусыня, петух, дятел, индюк, 
Курица, сорока, ворона, голубь.
Цыплёнок, утёнок, петух, гусёнок.







ИГРА «РАССКАЖИ О ДОМАШНИХ ПТИЦАХ» (описание)
Составление описательного рассказа по схеме.
1.
Кто это (это птица)

2.
Какие части тела у неё есть?

3.
Чем покрыто тело?

4.
Как голос подает?

5.
Чем питается?

6.
Как передвигается?

7.
Как называется жилище?

8.
Как называют птенцов?

9.
Какую пользу приносит?













ИГРА «ПРЕДЛОГ НАД»
 Употребление предлога в предложениях.
Селезень летит над травой.
Курица летела над клумбой.
Гусь летал над лужей. 




ЗАГАДКИ
С солнышком встает он вместе,
Будит всех веселой песней.
На макушке — гребешок.
Кто же это? ПЕТУШОК


Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. КУРИЦА
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы — ребёнок,
А зовут меня … ЦЫПЛЁНОК
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
«Кря» кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это — … УТКА

Зашуршал вокруг камыш —
В воду плюхнулся малыш.
Не гусенок, не цыпленок.
«Кря-кря-кря!» — кричит… УТЁНОК
 

Он твердит одно — га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это — … ГУСЬ
 

Хвостик веером всегда,
Словно галстук, борода.
Носит он цветной сюртук.
Птица важная… ИНДЮК
 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Итоговый районный семинар для учителей-логопедов

 Я выступила на итоговом районном мероприятии для учителей-логопедов с темой "Игровая логопедия". На семинаре учителя-логопеды под...