четверг, 7 ноября 2024 г.

Лексическся тема: Транспорт

 Лексическая тема "ТРАНСПОРТ" 🚂🚒🚕🚜🏍🚲🛴✈🚀🚁⛵🛶⛴


Примерный словарь. 

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, 

метро, эскалатор, касса, туннель.

 

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

 

Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить, причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать, убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), 

обходить.

 

Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.

 

Задание 1. 

Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать из окна за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный. 

Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза. 

Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер. 

Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д. 

Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице –эскалатору. Метро – скоростной транспорт.

 

Задание 2. 

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

 

Задание 3. Дидактические игры 

Подобрать действия к предметам 

Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – … 

«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен 

существительных) 

Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).

 

✏«Кто чем управляет?» 

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).

 

«Четвертый лишний» (развитие логического мышления). 

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему? 

Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

 

✏Автомобиль, трамвай, автобус, корабль. 

Пароход, лодка, самолет, парусник. 

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро. 

Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

 

✏«Что общего?» 

У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем 

водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – … 

Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным) 

Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..

 

Задание 4. Отгадать загадки о транспорте:


 Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт) 

 Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз) 

 Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро) 

 По асфальту едет дом, ребятишек много в нем. 

А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус) 

 Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма. 

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.(трамвай) 

 Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз. 

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход) 

 Не машет крылом, а летает, 

Не птица, а всех обгоняет (самолет). 

 Несется и стреляет, ворчит скороговоркой 

Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл). 

 Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес, 

Накорми меня бензином, на копытца дай резины, 

И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль). 

 Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем. 

Носит обувь из резины и питается бензином (автобус).

 

Задание 5. Пословицы и поговорки 

 Большому кораблю – большое плавание. 

 Телега впереди коня не ходит.

 

Задание 6. Описать транспорт по плану: 

 Название 

 Из чего состоит (что сверху, снизу, сбоку, спереди, сзади, внутри)? 

 Для чего предназначена? 

 Какие действия выполняет? 

 Сравнивать два вида транспорта. 

 Что общего и какие различия (по плану описания).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дикие животные "