понедельник, 9 декабря 2024 г.

Лексическая тема: Мебель

 Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.



Словарь:


Слова-предметы:


мебель, стол (ножки, столешница),стул(ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка.



Слова-признаки:


деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, платяной; мягкий, твердый, высокий, низкий, удобный, красивый, детский т.д.



Слова-действия:


покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать.



ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:



«Какая бывает мебель?»


Из какого материала делают мебель?


Мебель из дерева (какая?) – Мебель из дерева – деревянная


Мебель из стекла (какая?) – Мебель из стекла – стеклянная


Мебель из металла (какая?) – Мебель из металла – металлическая


Мебель из пластмассы (какая?) – мебель из пластмассы – пластмассовая



«Для чего, для кого предназначена мебель?»


Стол, за которым обедают (какой?) – Обеденный стол


Стол, за которым пишут (какой?) – Письменный стол


Стол, на котором стоит компьютер (какой?) – Компьютерный стол


Стол, на котором лежат журналы (какой?) – Журнальный стол


Шкаф для книг (какой?) – Книжный шкаф


Шкаф для белья (какой?) – Бельевой шкаф


Шкаф для одежды (какой?) – Одежный шкаф


Мебель для детей (какая?) – Детская мебель



ОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ



«Один – несколько»


- Я назову один предмет, а ты назови несколько предметов. (Рекомендуется использовать парные картинки)


стол – столы


шкаф – шкафы


стул – стулья


полка – полки


диван – диваны


кресло – кресла


комод – комоды


табуретка – табуретки



«Один – много» «Договори слово»


У меня один стол, а в магазине продается много …. (столов).


У меня один диван, а в магазине много … (диванов).


У меня один шкаф, а в магазине много … (шкафов).


У меня одна полка, а в магазине много … (полок).


У меня одна кровать, а в магазине много … (кроватей).



«О чем ты думаешь?»


- Подумай, какую мебель ты хочешь купить. Скажи, о чем ты подумал.


Я подумал о диване, о кресле, о шкафе, о комоде, о столе, о стуле, …


Я подумал о диванах, о креслах, о шкафах, о комодах, о столах, …



ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО - ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ



«Большой – маленький»


- Я назову настоящую, большую мебель, назови игрушечную, маленькую мебель.


Большой шкаф – маленький шкафчик


Большой стул – маленький стульчик


Большая кровать – маленькая кроватка


Большой диван – маленький диванчик



«Договори слово»


У меня диванчик, а у тебя? – У меня диванчики


У меня табуретка, а у тебя? – У меня – табуреточки


У меня кроватка, а у тебя? – У меня кроватки


У меня полочка, а у тебя? – У меня полочки



УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ



«Выполни действия» «Скажи, где находиться»



" положи кубик: на стул, под стул, за …, около …, между …, перед …, в … .


Куда ты положил кубик?


– Я положил кубик на стол.


- Я положил кубик под стул.


- Я положил кубик в ящик.


- Я положил кубик перед диваном.



" возьми кубик: из коробки, со стола, из-под …, из-за …


Откуда ты взял кубик?


– Я взял кубик со стола.


- Я взял кубик из ящика.


- Я взял кубик из-под стула.



РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ



1. «Кто больше подберет слов»



Что делают с мебелью? – покупают, ставят, вытирают, собирают, чистят, ломают, двигают, переставляют, выбрасывают.






УПРАЖНЕНИЕ В СОГЛАСОВАНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В МУЖСКОМ, ЖЕНСКОМ, СРЕДНЕМ РОДЕ.



Какая может быть кровать? – деревянная, детская, мягкая, застеленная, удобная, прямоугольная, низкая, новая,…


Какой может быть стол? – новый, детский, деревянный, кухонный, низкий, грязный, чистый, обеденный, сломанный, старый, …


Какое может быть кресло? – удобное, мягкое, уютное, огромное, новое, купленное, красивое, старое, сломанное, …




2. «Что есть у мебели? Назови части мебели»


Что есть у дивана? – У дивана есть ножки, сиденье, спинка, подлокотники, подушки.


Что есть у стола? – у стола есть ножки, столешница


Что есть у стула? – У стула есть сиденье, спинка, ножки


Что есть у шкафа? – У шкафа есть стенки, двери, полки, ящики, ручки, ножки.


Что есть у кровати? – У кровати есть ножки, изголовье, матрац.



3. «Подумай и ответь»


У какой мебели есть ножки? – Ножки есть у стола, у стула, у кровати, у дивана.


У какой мебели есть сиденье? – Сиденье есть у стула, у табуретки, у кресла, у дивана.


У какой мебели есть спинка? – Спинка есть у стула, у кресла, у дивана



РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.



«Для чего нужна мебель?»



Для чего нужен шкаф?


- В шкаф складывают одежду.


- В шкафу хранят посуду.


- В книжном шкафу хранят книги.


Для чего нужен стул?


- На стуле сидят.


Для чего нужен диван?


- На диване сидят, спят, отдыхают, лежат.


Для чего нужен стол?


- На стол ставят посуду, за столом едят, за столом рисуют, пишут.



«Наведи порядок»



Куда ты уберешь платье? – Я уберу платье в платяной шкаф.


Куда ты положишь книгу? - Я положу книгу в книжный шкаф.


Куда ты поставишь тарелку? - Я поставлю тарелку на обеденный стол.


Куда ты положишь подушку? – Я положу подушку на кровать (на диван).


Куда ты уберешь кастрюлю? – Я уберу кастрюлю в кухонный шкаф.


Куда ты положишь журнал? – Я положу журнал на журнальный стол.



«Расскажи о мебели»



Составление описательных рассказов о мебели, ее составных частях, о ее назначении, материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).


План рассказа:


Назови что это.


Назови части.


Из какого материала сделана?


Для чего нужна?


Что с ней можно делать?



Это диван. У дивана есть сиденье, спинка, подлокотники и подушки. Диван сделан из дерева и обтянут тканью. На диване сидят, отдыхаю и спят. Диван можно купить в магазине.



«Придумай загадку о мебели»



Это мебель. У него есть ножки, спинка и сиденье. На нем сидят. Что это?


Это мебель. У него есть спинка, сиденье, подлокотники. Он большой и мягкий. На нем можно сидеть, лежать. Что это?



ЗАГАДКИ



В раздевалке я служу,


На весу пальто держу.


(вешалка)




Под крышей – четыре ножки,


А на крыше – суп да ложки.


(стол)




С ногами, а без рук,


с боками, а без бедер,


С сиденьем, а без живота,


Со спинкой, а без головы.


(кресло)




В квартире нашей новый дом,


Живет посуда в доме том,


В нем место есть и для конфет,


Он называется … .


(буфет)




Я хозяйкам очень нужен,


Я с посудой очень дружен


Я посуде всякой рад,


Называюсь я … .


(сервант)




Меня в комнате


Всякий приметит,


А открыв меня,


Зиму и лето встретит.


(шкаф)




Я удобный, очень мягкий,


Вам не трудно угадать,-


Любят бабушки и внуки


Посидеть и полежать.


(диван)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Загадки по теме: "Посуда"

  осмотр: Загадки для дошкольников на тему «Посуда».                                                             Цель :  Систематизация знан...