воскресенье, 4 февраля 2024 г.

Лексическая тема: "Инструменты иторудовые действия. "

Рекомендации для родителей: покажите ребенку инструменты, имеющиеся у вас дома (по возможности), внимательно рассмотрите их вместе с ребенком.

Расскажите, к какой группе инструментов относится каждый из них (рабочие, музыкальные, сельскохозяйственные).

Познакомьте ребенка с их использованием.

Рассмотрите, какого цвета, из каких частей и материалов сделан тот или иной инструмент.

Поиграйте в речевые игры

Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, сверло, гвозди, ключ, гайка, болт, кисть, краска, валик, раствор, мастерок, нож, расческа, нитки, мел, лопата, грабли, тяпка, дрель, наперсток, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень; музыкальные инструменты: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др. 

Прилагательные: нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный, стеклянный, бумажный, деревянный, пластмассовый, резиновый, кожаный, каменный, кирпичный, острый, тяжёлый.

Глаголы: забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, вбивать, точить, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить, исполнять, резать, копать, сгребать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать. 

 

Существительные:  молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, сверло,  гвозди, ключ, гайка, бк, нож, расческа, нитки, мел, лопата, грабли, тяпка, дрель, наперсток, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень; музыкальные инструменты: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан и др. 

 

Прилагательные:  нужный, необходимый, острый, металлический, разный, различный, стеклянный, бумажный, деревянный, пластмассовый, резиновый, кожаный, каменный, кирпичный,   острый, тяжёлый.

 

Глаголы: забивать,   рубить,   пилить,   чинить,   строить,   собирать, разбирать,   вскапывать,   откручивать,   закручивать,   шить, вбивать, точить, отвинчивать, красить, штукатурить, подстригать, шить, готовить, исполнять, резать, копать, сгребать, зажимать,  собирать,  разбирать,  вскапывать,  закапывать,  выкапывать,  перекапывать.

1.  ИГРА    «Сосчитай до пяти» согласование существительных и прилагательных  с числительными в роде, числе

Один  острый  нож,   …пять  острых  ножей.

Одни  длинные  ножницы, …

Один большой топор.., новая пила.., хорошая метла..,  тонкая иголка.., тонкая кисть.

 

2.    ИГРА «Назови действие» - расширение словаря слов-действий (глаголов)

 

Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.

Пилой (что делают?) – пилят, отпиливают, распиливают.
Отверткой (Что делают?) — .., косой (Что делают?) — …

Граблями (что делают?) — .., лопатой – копают,..

метлой - подметают, метут; топором – рубят;

молотком - вбивают, забивают;

ножом – режут, отрезают, разрезают и т.д.

ножницами - разрезают, стригут.., ключом закручивают (гайку); кистью - …

3.    ИГРА  «Мой новый» - составь словосочетания со словами мой  новый, моя  новая, мое новое, мои новые (согласование с местоимениями)

 моя  новая балалайка

(Музыкальные: гитара, скрипка, балалайка, пианино, барабан

Сельскохозяйственные: грабли, лопата, тяпка, вилы, коса.)

4.    ИГРА «Назови ласково»

Грабли – грабельки, молоток – молоточек, топор — топорик

Скрипка — .., дудка – .., лопата — .., ключ - .., гайка - .., гвоздь - …

Наперсток - .., игла — .., метла — ... и т.п.

со словами: пила, тяпка, отвертка, иголка, ножницы, рубанок, болт, кисть, карандаш, ручка, краска, расческа, нитки, нож.

5.    ИГРА «Музыкант»  - образование названий профессий

На пианино играет — пианист, на скрипке играет – скрипач

На балалайке — .., на гармони — .., на гитаре — .., на барабане — … .

6.    ИГРА   «Что можно  сделать…»

Лопатой – выкопать  яму (под -,  от -, за -,  пере - );

Ножом -  перерезать  верёвку  (от -,  с -, под -,  на -,  про - )

Топором – …

Молотком - …

Граблями - …

Ножницами - …

 

7.    Выложи по образцу из счетных палочек

 

 

8.    ИГРА  «Что  лишнее  и  почему?»

Грабли,  яма,  лопата.

Синий,  меховой,  кожаный.

Иголка,  шёлк,  ножницы  напёрсток.

Топор,  пила, дрова,  рубанок.

9.    ИГРА «Какое  слово  не  подходит?»

Лопата,  лопаточка,  лопать,  перелопатить.

Шерсть,  шесть,  шерстяной,  шерстка.

10.  ИГРА «Придумай  предложения  с  парами  слов»

Гвоздь – молоток;                     игла – ткань;

Пила – дрова;                            лопата – яма.

11.  ИГРА «Исправь  предложения»

Дыркой  сверлят  сверло.

Гаечный  ключ  откручивают  гайкой.

Стекло  упало  потому,  что разбилось.

12.  ИГРА «Из чего - какой?» - образование относительных прилагательных

Пила, напильник из металла — (какие?) ... (металлические)

Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...

Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...

Лупа из стекла — (какая?) ...

Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...

Из  чугуна – чугунный; из  металла - .., из  стали - …

Из  резины - .., из  камня - ..,  из  серебра - …

Из  пластика - .., из  золота - …

13.  ИГРА «Придумай загадку» 

Составление рассказа - загадки  – описания об инструменте по плану.

Человеку какой профессии он принадлежит?

Назначение инструмента.

Форма инструмента.

Из какого материала изготовлен инструмент?  

Пользовался ли ты сам этим инструментом?  

Отгадка (название инструмента)

Образец:  Это инструмент врача. Он им слушает дыхание или работу сердца у человека. Этот инструмент состоит из круглой металлической детали и  резиновых трубочек.  Я сам этим инструментом не пользовался, но очень бы хотел  попробовать послушать.  (фонендоскоп)

 

 ИГРА «Посчитай» - слоговой анализ

Разделить на слоги некоторые названия инструментов

Мо-ло-ток, то-пор, пи-ла,  кле-щи, и-гол-ка, нож-ни-цы, тис-ки, ру-ба-нок, свер-ло,  гвоз-ди, ключ,  болт, кисть, крас-ка, ва-лик,  мас-те-рок, нож, рас-чес-ка, нит-ки, ло-па-та, граб-ли, дрель, ги-та-ра, скрип-ка, ба-ра-бан.

Развитие фонематического слуха

В словах из предыдущего задания определить первый и последний звуки

Задания на развитие внимания и графомоторных навыков.

Называть все предметы, которые "спрятались" на картинке.

 

 

 "Кому, что нужно?" (профессия). Назвать, раскрасить любой предмет по выбору

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Итоговый районный семинар для учителей-логопедов

 Я выступила на итоговом районном мероприятии для учителей-логопедов с темой "Игровая логопедия". На семинаре учителя-логопеды под...