четверг, 18 апреля 2024 г.

Лексическая тема "Перелетные птицы"

 Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.

Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.

Обогащение и уточнение словаря: 

Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий), дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке,  лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; Внешние признаки, части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.

Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать,  ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять. 

Прилагательные:  дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь,утка), проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня)…

1. Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы?

У птиц есть голова, туловище, шея, две лапки, крылья и хвост. На голове - клюв и глаза. Тело покрыто пухом и перьями.

2 вариант

Нарисуй или вырежи изображения перелетных птиц и назови их части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.

3 вариант

Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.

У птиц есть голова.   У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки.   У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

2. Назвать перелетных птиц: лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей,  иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка...

3. Спросите ребенка, почему этих птиц называют перелетными; почему они улетают.

4. Игра «Ответь на вопросы»

1.        Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма) 

2.         Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми,  т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)

3.         А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)

4.         Как называется большая группа птиц? (стая)

5.        Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).

6.        Как улетают цапли, утки? (шеренгой)

7.        Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)

8.         Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)

9.         Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)

10.        Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)

11.         У каких птиц на лапках перепонки?

12.         У каких птиц длинные ноги?

13.         У каких птиц длинный клюв?

14.        Какие птицы питаются лягушками?

15.         Какая птица живет в скворечнике?

16.         У какой птицы хвостик похож на ножницы?

17.         У какой птицы длинная шея?

5. «Кто как кричит?»

Утка: «Кря – кря» - крякает

Грач: «Кра – кра» - …

Кукушка: «Ку – ку» - …

Журавль: «Курлы – курлы» - …

 

1. «Назови детёныша  птицы»

“У кого кто” с перекидыванием мяча.

У кукушки         –         кукушонок
У журавля         -         журавлёнок 
У скворца         -         скворчонок
У лебедя         -         лебеденок 
У утки         -         утенок 

У аиста         –         аистенок

У дрозда         –         дрозденок

У щегла         –         щеглёнок

У гуся         -         гусёнок

У дрозда         -         дрозденок

2. Д/игра “Кто с кем улетает осенью на юг?”

Летят журавли на юг (со своими) ... журавлятами.

Летят утки на юг (со своими) ... утятами.

Летят гуси на юг (со своими) ... гусятами.

Летят аисты на юг (со своими) ... аистятами.

Летят лебеди на юг (со своими) ... лебедятами.

3«Чьи крылья?»

у журавля – журавлиные

у гуся - …

у грача - …

у соловья - …

4. Образуй признак (от предметов):

лебедь – лебединая …         соловей — …         журавль — …         

утка — …         птица — ….

Стая уток (какая стая?) - утиная,         журавлей - ...,         лебедей - ..., гусей - ...

5. Упражнение  «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?

крыло – крылышко        крылья – крылышки         птенец – птенчик

перо – перышко         голова – головка        шея – шейка        

ноги – ножки        лапы – лапки        клюв – клювик        

глаз – глазик        глаза – глазки,        птенец – птенчик

хвост – хвостик         гнездо – гнездышко        кукушка – кукушечка

журавль - журавлик

6. Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже

1 вариант:

он  грач –        они грачи         -                  много грачей

он  стриж –        они …                -                          много …

он  аист –        они …               -                         много  аистов

он скворец        они…        -                много…

она ласточка –         они  ласточки           -                          много  … ласточек

она кукушка –        они  …            -                          много  … кукушек

2 вариант:  “Один - много” с перекидыванием мяча.

Кукушка – кукушки,         журавль - журавли,         скворец - скворцы,

соловей - соловьи,         жаворонок – жаворонки,         лебедь - лебеди, 
утка - утки,         ласточка – ласточки,        дрозд - дрозды,

аист – аисты         цапля – цапли,        грач - грачи

7. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

лебедь – нет лебедя         скворечник — …         птица — …         грач — … журавль — …         соловей — …         перо – …         аист — … клюв

8. Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

1 вариант:

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

9.«Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):

Птица улетает, а птицы ... (улетаЮТ)

(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

10. Дидактическая игра «Какая птица лишняя»

Цель: развитие логического мышления

Правила: назвать лишнее и объяснить свой выбор

Сорока, синица, курица, аист (лишняя курица, потому что это – домашняя птица).

Сова, орёл, сокол, цапля

Ворона, клёст, соловей, воробей

Трясогузка, голубь, скворец, утка

Дятел, кукушка, гусь, трясогузка.

грач, лебедь, утка, ворона

ласточка – снегирь – скворец – аист

воробей – грач – журавль – цапля

сорока – соловей – кукушка – ласточка

цапля – голубь – аист – грач

ворона – кукушка – журавль – соловей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Итоговый районный семинар для учителей-логопедов

 Я выступила на итоговом районном мероприятии для учителей-логопедов с темой "Игровая логопедия". На семинаре учителя-логопеды под...