четверг, 4 апреля 2024 г.

Лексическая тема "Животные Севера"

 Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)

Один морж – много …моржей

Один песец – много …песцов

Один пингвин – много …пингвинов

Один олень – много …оленей

Одна сова – много …сов

Одна чайка – много …чаек

Одна куропатка – много …куропаток

Одна белуха – много …белух

Дидактическая игра  «Есть  -  нет»

Есть косатка – нет …косатки

Есть лемминг – нет …лемминга

Есть олень – нет …оленя

Есть заяц – нет …зайца

Есть медведь – нет… медведя

Есть морж – нет … моржа

Есть сова – нет … совы  и т.д.

Дидактическая игра  «Назови  ласково»

Куропатка - … куропаточка

Сова - … совушка

Заяц - …зайчик

Гагара - … гагарочка, гагарушка

Волк - …волчок  и  т.д.

Вторник

Цель: обогащение  и закрепление словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Жадина»

ОНА  МОЯ – сова, гагара, куропатка…

ОН  МОЙ – медведь, олень, волк, лемминг …

ОНИ  МОИ – пингвины, моржи, зайцы …

Дидактическая игра «Какая, какой, какие?» 

  • Сова (какая?) – большая, молодая,  белая, хищная …
  • Волк (какой?) – молодой, маленький, белый, полярный ...
  • Моржи (какие?) – большие, коричневые, толстые, ластоногие …  и т.д.

Дидактическая игра «Назови семью»

Волк – волчица – волчата                        

Медведь – медведица – медвежата          

Морж – моржиха – моржата                        

Заяц – зайчиха – зайчата

Важенка – олень - оленята                        

Дидактическая игра «Что делает?»

Песец (что делает?) - бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы

Полярный волк -  …крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки

Белый медведь - …отдыхает на льдине, охотится на тюленей, ревет

Морж  - …ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями

Тюлень  - …плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от моржа

Среда

Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической  теме.

Дидактическая игра  «1-3-5»

Одна сова  - три совы – пять сов

Одна гагара - три гагары – пять гагар

Один заяц  – три  зайца  – пять зайцев

Один волк - три волка – пять волков

Один морж – три моржа  – пять моржей

Один олень – три оленя – пять оленей

Один лемминг – три лемминга – пять леммингов  и т.д.

Дидактическая игра «Как сказать по-другому?»

Если у медведя толстые лапы, то он …толстолапый

Если у лемминга короткие уши, то он …короткоухий

Если у песца длинная шерсть, то он …длинношерстный

Если у гагары короткий хвост, то она … короткохвостая  и т.д.

Дидактическая игра  «Исправь ошибку и скажи правильно»

  • Белый медведь живет в лесу.
  • У песца рыжий мех.
  • Тело моржа покрыто белым густым мехом.
  • Лемминг – это хищное животное.
  • Олень питается птицами, мышами.
  • Песец – это травоядное животное.
  • Белый медведь не умеет плавать.
  • Полярная сова питается мхами.   И   т.д.

Четверг

Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.

Дидактическая игра «4 –й лишний»

  • морж, кошка, тюлень, лемминг
  • конь, песец, белый медведь, полярный волк
  • козлики, гагары, куропатки, полярные совы
  • поросенок, волчонок, медвежонок, белёк  
  • олень, тюлень, лень, морж
  • заяц, песец, волк, слон
  • пингвин, чайка, сова, ягненок

Дидактическая игра «Чей?Чья?Чьё?»

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи.

У медведя  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У медведя морда (чья? какая?) медвежья.

У волка  уши  (чьи? какие?)  волчьи.

 У волка  хвост  (чей? какой?)  волчий.

У волка  морда (чья? какая?) волчья.    И т.д.

Составление рассказа про  северное животное или птицу.

1. Про какое  животное ты расскажешь?  

2. Где оно живет?

3. Какого размера это животное?

4. Чем покрыто его тело?

5. Какие части тела есть у этого животного?

6.Чем питается это животное?

Пример рассказа.  Я расскажу про песца. Это северное животное. Песец небольшого размера. Шерсть песца густая, белая. У песца есть голова, туловище, 4 лапы с когтями, длинный пушистый хвост. Морда песца короткая, на ней -  глаза, маленькие уши, пасть с острыми клыками. Песец –это хищное животное, питается грызунами, птицами, рыбой, выброшенной на берег.

Пятница

Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Бурый медведь живет в лесу, а белый медведь …

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого медведя …

Бурый медведь питается ягодами, падалью, а белый медведь …

Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь …

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Север – юг

Холодный  – теплый

Смелый – трусливый

Далеко – близко

Светло – темно

Быстро - медленно

Дидактическая игра  «Составь из слов предложение»

  • белый медведи, на , Севере, водятся.
  • там, холодно, очень, зимой.
  • Люди, северных оленей, разводят.
  • Белые медведи, хищники, это, опасные.
  • Из меха, шьют , шубы теплые, песца.
  • У,  острое зрение, полярного волка, и хороший нюх.
  • Это, великан, морской, морж.
  • Пища, основная, рыба, тюленей, это.
  • Питаются, травой, лемминги, корой, ягодами.
  •  Косатка, тюленями и китами, питается. и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Итоговый районный семинар для учителей-логопедов

 Я выступила на итоговом районном мероприятии для учителей-логопедов с темой "Игровая логопедия". На семинаре учителя-логопеды под...